Можно ли эксплуатировать зимнюю резину летом?

Можно ли эксплуатировать зимнюю резину летом?

Можно ли эксплуатировать зимнюю резину летом?

По статистике около 30% автомобилистов ездят летом на зимних шинах. При этом большинство водителей оправдывают свой поступок, не учитывая опасность такой езды. Их главная цель — сэкономить или добить старую резину.

В статье подробно расскажем, можно ли ездить на зимней резине летом, к чему приводит такая езда и что говорится в ПДД.

Различия сезонных покрышек

Для каждого сезона существует свой вид автошин. Летом должна использоваться летняя резина, зимой — специальные фрикционки или шиповка, а для межсезонья или теплой зимы можно подобрать всесезонные шины. Такое разделение не случайно. Каждый вид изделий обладает определенными эксплуатационными характеристиками.

В чем различия автопокрышек разберем в таблице:

Зима Лето
Состав резиновой смеси Для производства используются мягкие виды резины. Чтобы достичь максимальной эластичности, в состав добавляют больше синтетического или натурального каучука. Резина не дубеет на морозе, но при температуре выше +5 градусов начинает «плыть» и теряет свои эксплуатационные характеристики. В изготовлении применяются твердые сорта резины. Производители добавляют меньше каучука, что делает покрышки более жесткими. Такие автошины не «плывут» при плюсовой температуре. Но теряют свои эксплуатационные характеристики при температуре ниже +7 градусов. Автопокрышки начинают дубеть.
Протектор Для зимы используют ярко выраженный глубокий проектор. Каждый блок рисунка пронизан множеством ламелей. Автопокрышки легко идут по укатанному или рыхлому снегу, обеспечивают хорошее сцепление на обледенелой поверхности. Для повышения сцепных свойств изделия дополнительно оснащают стальными шипами. Ламели увеличивают площадь пятна контакта и обеспечивают отвод воды и грязи. На сухом прогретом асфальте автошины теряют свои сцепные качества, ухудшается курсовая устойчивость, управление машиной становится непредсказуемым. Протектор летних моделей адаптирован под эксплуатации на сухом прогретом или мокром асфальте. Высота блоков находится в пределах 4–5 мм. Для отвода воды используются продольные канавки и крупные ламели. Рисунок шин рассчитан на сопротивление аквапланированию.
Температурный диапазон Покрышки для холодного сезона эксплуатируют при температуре от –45 до +7 градусов. Здесь существует разделение моделей на арктические, скандинавские и европейские. Каждый тип шин соответствует климатическим особенностям определенного региона. Резина для теплого сезона предназначена для эксплуатации при температуре от +7 до +45 градусов.

Всесезонная резина является промежуточным вариантом между летней и зимней. Оптимальная температура эксплуатации всесезонки от 0 до +10–15 градусов. При понижении температуры ниже 0 всесезонка начинает дубеть, а при температуре свыше +10 градусов «плывет». Поэтому такие шины подойдут для межсезонья и теплой зимы.

Езда на зимних шинах летом: недостатки и опасность

Несмотря на весомые различия между сезонными покрышками, существует мнение, что во время езды разница не чувствуется. Но такое утверждение можно легко опровергнуть следующими фактами:

Расход топлива

«Зима» при плюсовой температуре становится очень мягкой. Сюда еще добавляется глубокий протектор. Все это приводит к увеличению сопротивления качению, а значит, автомобиль будет хуже катиться по дороге. Машине требуется больше усилий для разгона и больше топлива.

Износ

Если эксплуатировать зимние автошины летом, они быстро придут в негодность. Почему так происходит:

  1. Покрышки для холодного сезона изготовлены из мягкой резины. При повышении температуры они сильно размягчаются и начинают «таять» на асфальте. Шины быстрее истираются.
  2. Летом скоростной режим увеличивается, что приводит к дополнительному разогреву и так размягченной шины.

На скорость износа также влияет состояние дорожного покрытия, манера вождения, дальность поездок.

Управляемость

Трение о прогретый асфальт и плюсовая температура воздуха ухудшают показатели управляемости моделей для холодного сезона. Покрышки плохо откликаются на рулевое управление. Ухудшается маневренность. Машине сложнее входить в повороты и выходить из них, а также перестраиваться.

При резком ускорении транспортное средство перестает слушаться, что грозит аварийной ситуацией на дороге.

Разница между сезонной резиной становится особенно заметной при агрессивной манере вождения.

Уровень шума

Из-за сложного и детализированного протектора «зима» сильно шумит. Даже при хорошей звукоизоляции салона будет слышно шелестение покрышек.

Летние модели отличаются низким уровнем шума. Это обусловлено твердым составом резиновой смеси и менее выраженным рисунком протектора.

Езда по лужам

Зимние и летние покрышки должны отводить воду от пятна контакта. Но летняя резина более приспособлена к сопротивлению к аквапланированию. Очевидная разница проявляется при движении на высокой скорости во время сильного дождя.

У большинства зимних шин есть ограничение по скорости до 130–140 км/ч. И такие автошины решают другие задачи. Они преодолевают снег, лед, слякоть. Однако при превышении скоростного режима могут не справиться с аквапланированием.

Опасность взрыва шин

Риск действительно существует, но при определенных условиях:

  • агрессивная езда и высокая скорость;
  • высокое давление;
  • раскаленный асфальт;
  • прокол;
  • сильный износ;
  • грыжи и другие повреждения.

Особенно риск увеличивается при длительном контакте с раскаленным асфальтом. Из-за мягкой структуры покрышки начинают отслаиваться. Даже незначительный прокол может привести к взрыву колеса.

Тормозной путь

Резина для холодного времени года не обеспечивает надежное сцепление колес с прогретым асфальтом. Что увеличивает риск аварийной ситуации. Опытные автомобилисты не всегда могут своевременно среагировать и экстренно затормозить.

Многочисленные тесты доказали, что при торможении даже на самой качественной премиальной «зиме» длина тормозного пути увеличивается, а значит, эксплуатировать такие колеса летом небезопасно.

Можно ли ездить летом на зимних шинах: что говорит ПДД?

В российском законодательстве не существует прямого запрета на эксплуатацию «зимы» и всесезонки летом. Запрет принят в отношении летней резины, за которую можно получить штраф, если ее использовать не по сезону. Прямой запрет также касается шиповки, которую запрещено эксплуатировать летом.

А что говорится в самом ПДД:

  • Согласно пункту 5.5 запрещено эксплуатировать в летний сезон с июня по август транспортные средства, укомплектованные шипованными покрышками.
  • В пункте правил 5.6 также сказано, что к зимним автошинам относятся покрышки, предназначенные для езды по заснеженному и обледенелому дорожному покрытию. Такая резина маркируется пиктограммой «Снежинка», «Снежинка + горы» или знаком M+S, надписью Winter. И если отсутствуют индикаторы степени износа покрышки, то остаточная допустимая глубина протектора составляет 4 мм при эксплуатации на указанном покрытии. То есть на другом дорожном покрытии с меньшей остаточной глубиной, зимние модели можно использовать. Однако и тут имеется оговорка. Пункт 5.6.1 гласит, что такие изделия не пригодны уже при появлении одного индикатора. А на современных покрышках, предназначенных для холодного времени года, всегда применяется индикация.

Поэтому не прямой, но косвенный запрет на эксплуатацию покрышек для зимы в летний период в ПДД есть.

Ограничение на использование несезонных автопокрышек указано и в техническом регламенте Таможенного союза. В соответствии с техрегламентом установлены периоды эксплуатации покрышек:

  • Для лета — с июня по август.
  • Для зимы — с декабря по февраль.

Техрегламент запрещает нарушать требования по эксплуатации автошин. Но что делать в остальные месяцы? Покупать комплект всесезонки? К сожалению, в техническом регламенте это не указано. Поэтому водители обязаны менять резину в зависимости от погодных условий и степени ее износа. Когда среднесуточная температура устанавливается ниже +7 градусов, переобувать машину в зимний комплект. Когда температуры становится выше, доставать летний комплект покрышек.

За что можно получить штраф?

В Госдуме периодически возникают предложения по введению ответственности за езду на зимней фрикционке летом. Предполагаемый штраф должен составить около 3000 рублей. Такое решение вполне обосновано большим количеством ДТП.

Сегодня наказание за эксплуатацию фрикционной резины в летний период вы не получите. Сотрудник ГИБДД не имеет права вас оштрафовать.

Получить штраф или предупреждение можно только за изношенные зимние шины, которая имеют соответствующую маркировку. Износ протекторного рисунка должен составлять менее 4 мм. При этом сумма штрафа составит не более 500 рублей.

Также штрафные санкции не накладываются, если использовать летние или всесезонные покрышки зимой.

Заключение

Так можно ли использовать зимние шины летом? В правилах дорожного движения прямого запрета нет, но он прописан в техническом регламенте ТС. Однако в КоАП такая статья отсутствует, а значит, сотрудник ГИБДД вас не может оштрафовать.

Если рассматривать вопрос со стороны безопасности и комфорта, то замена должна проводиться согласно сезону.

Зимние покрышки летом могут стать причиной аварийной ситуации на дороге. Они не способны обеспечить короткий тормозной путь, хорошую управляемость и маневренность автомобилем, надежное сцепление с раскаленным асфальтом и защиту от аквапланирования.

Другие статьи